Просьба к участникам форума: установите аватар,где вы находитесь в историчной одежде.желательно без шлема.участники,установившие другие аватары: типа анимэ, черепа всякие, или где они просто в не антуражном будут наказываться
Паспорт костюма участника фестиваля Lapsi Karhu (Новиков Алексей), ВИК «Svinfylken», г.Москва.
Собирательный образ жителя Скандинавии (Швеция, Готланд) ХI века с вероятными балтскими корнями. Социальный статус – хускарл. 1.Фото: http://fotoplenka.ru/users/lapsikarhu/394986/7678762/#mainImageLink 1.1 Высокие шерстяные носки из некрашеной шерсти, вязаные иглой http://homepage.ntlworld.com/shelagh.lewins/shelagh/viking_textiles/nalbinding/sock_construction.htm 1.2 Шаровары, лен - этническая домоткань, крашенная корой дуба и крушины, ручной шов. Вариант на тему плиссированных шаровар по материалам музеев Бирки и Хедебю. Наиболее полная информация собрана в теме: http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=15438 1.3 Нижняя рубаха, конопля – этническая домоткань, ручной шов. http://arc.novgorod.ru/boar/boar.php3?cont=tunic.txt, если не пашет – можно смотреть тут: http://slav-sokol.flybb.ru/topic97.html Использован вариант рубахи из Эвбю. Из-за ширины домоткани и особенностей фигуры сделаны прямоугольные вставки по груди и спине вдоль в целях более рационального использования материала. 1.4 Легендарная шапка-пипка! Применение можно попробовать обосновать упоминанием у Р. Волкайте-Куликаускене. Одежда и украшения балтов (I-XVI вв.) находок остатков вязаных уборов, правда, в женских погребениях и цитатой из обзорной статьи по книге Арниса Радиньша «Латгалы»: «….Мужчины носили плотно прилегающие к голове шерстяные, кожаные или обшитые кожей шапки. (Стр.30)". Наиболее плотно к голове прилегают из современных шапок спортивные, они носят неприличное название «пид-ки», которые в свою очередь напоминают изделие, которое мы носим J Не более чем экстраполяция. Версия. Связана из льняной верёвки. 2.Фото: http://fotoplenka.ru/users/lapsikarhu/394986/7678769/#mainImageLink В комплекс добавляются кожаные ботинки, шерстяные обмотки, верхняя рубаха, хозяйственный пояс с аксессуарами и версия шапочки шести клинки. 2.1 Ботинки – кожа КРС, вощение, льняная нить. По материалам находок из Йорка. 2.2 Шерстяные обмотки. Крашеная шерсть. Возможность ношения и применения обоснована: http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=_wrap 2.3 Верхняя рубаха «на каждый день» - не крашеный домотканый лен, ручной шов. Декорирована тесьмой диагонального плетения. Фото тесьмы: http://fotoplenka.ru/users/lapsikarhu/394986/7678800/#mainImageLink Ворот застегивается на костяные пуговицы с циркульным орнаментом. Фото пуговицы: http://fotoplenka.ru/users/lapsikarhu/394986/7678801/#mainImageLink Рубаха простого «Т-образного» покроя, без клиньев. Из-за ширины материала и особенностей фигуры использованы продольные прямоугольные вставки на груди и спине. Оригинал рубахи – шерстяной. Использовалось: Хвощинская Н.В. «Финны на Западе Новгородской земли» (по материалам могильника Залахтовье) стр.110-130 рис.45 и 48. 2.4 Хозяйственный пояс – средневековый заменитель карманов. Фото: http://fotoplenka.ru/users/lapsikarhu/394986/7678817/#mainImageLink На поясе слева направо: мешочек с кресалом, мешочек с ложкой и солонкой, хозяйственный нож, поясная сумка-кошель (версия) и мешочек с деревянной кружкой внутри. Использован принцип – «все свое ношу с собой» J. 2.5 Шапочка шести клинка. Топтаная шерсть, крашенная корой дуба и крушины, шерстяная нить, тесьма. Так как приличному человеку не пристало ходить с непокрытой головой и в летнее время, родилась вот такая ВЕРСИЯ, археологически не подтвержденная, но вписывающаяся в нашу общую моду. 3.Фото: http://fotoplenka.ru/users/lapsikarhu/394986/7678761/#mainImageLink В комплекс добавляется верхняя шерстяная рубаха, зимняя шапка-колпак и боевой нож – скрамасакс в ножнах. 3.1 Верхняя шерстяная рубаха, топтаная шерсть, крашенная корой дуба и крушины, кожа КРС, отделка тесьмой, шов ручной. Простой «Т-образный» крой (рубаха из Хвощинской). Кромки отделаны кожей с целью предотвращения осыпания ткани. Декорирована тесьмой. Возможность декорирования проистекает из описания рубах из Торсберга и Эвбю. http://slav-sokol.flybb.ru/topic97.html Также маскирует место соединения деталей рубахи спереди, т.к. из-за особенности фигуры и материала в целях экономии последнего, его пришлось стыковать посередине на груди и спине. 3.2 Шапка-колпак - шерсть, лен, мех (кого – не знаю), латунь, кожа, бронза, чеканка, ручной шов, отделка тесьмой. Версия. Источники – Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу, находки в Бирке. Верх шерстяной, подклад льняной. Швы декорированы тесьмой. Конец колпака украшен наконечником с чеканным орнаментом, имитирующим зернь, а также украшен четырьмя бронзовыми пуговицами, свисающими на кожаных шнурках. Использованы мотивы знаменитого наконечника из Бирки. 3.3 Боевой нож «скрамасакс» в ножнах. Сталь, латунь, дерево, вощеная кожа, пуансонная чеканка. Источник – «Die Wikingerzeit Gotlands» I von Lena Thunmark-Nylen таблица 313b 4.Фото: http://fotoplenka.ru/users/lapsikarhu/394986/7678760/#mainImageLink В комплекс добавлены худ и плащ. 4.1 Худ – кожа КРС, шкура барсука, ручной шов, жировка. За основу была взята выкройка архаичного худа с Оркнейских островов. Считаю ее более правильной на наше время, чем носимые народом варианты. Хотя оригинал шерстяной и тканый, я посчитал возможным применить саму выкройку и сделать зимний вариант, рассчитанный на длительное прибывание на морозе или сильном ветре. Тепла много не бывает. http://www.archaeologyonline.org/Documents/TheOrkneyHood.pdf - тут можно посмотреть-почитать про сам худ. Версия 4.2 Плащ – шерстяное сукно (магазинное, увы), отделка тесьмой, ручной шов, прямоугольного покроя. Описан Ибн-Фадланом, в исландских сагах, в обзорной статье по книге Арниса Радиньша «Латгалы». Небольшие размеры продиктованы находками например женских виллайне у латгалов, не превышающих 60-90 х 110-130см или реконструированным плащом из погребения Луустари 348 (110см х 160см). Застегнут на поясе J на финский манер. Хорошая обзорная статья: http://www.narodko.ru/article/vode/viking/plaqi_rannego_crednevekova.htm
Вооружение. 5.Фото: http://fotoplenka.ru/users/lapsikarhu/394986/7678818/#mainImageLink http://fotoplenka.ru/users/lapsikarhu/394986/7678819/#mainImageLink В комплекс добавлены щит, меч, кольчуга, шлем с подшлемником, наруч. 5.1 Щит – фанера, ткань, железо. Раскрашен в клубные цвета клуба «Svinfylken». При изготовлении использовалась тема английского щита из Саттон-Ху, и щита из шведского исторического музея: http://pics.livejournal.com/chestnut_ah/pic/00292a6q/g93 . Грибовидный умбон, декоративно укрепляющие накладки на поле щита, декоративные псевдозаклепки. Вот ссылка на обсуждение, там же ссылки на британский музей: http://tforum.zokov.net/cgi-bin/ikonboard.cgi?s=75d7bd507ff6dac3f094699b0efd0060;act=ST;f=7;t=6882 на представленной фотографии возможная реконструкция щита. Поэтому версия…. 5.2 Меч каролингского типа тип Т по Петерсену. Сталь, бронза литье с орнаментом. Версия. Источник – «Норвежские мечи эпохи викингов» Ян Петерсен рис.120-121 на 180-181стр. Ножны к мечу выполнены из деревянных планок, обтянутых сшитой выворотным швом кожей. Применена плечевая схема подвеса меча. 5.3 Цельно клепаная кольчуга. Цельная клепка применена исключительно из эстетических соображений.Обоснование применения: http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=_sk5 Кольчуга выполнена в традиционном стиле эпохи викингов с коротким подолом и рукавами. Окантовка медью символизирует высокий социальный статус носящего. 5.4 Шлем Вальсгарде 5. При изготовлении изменен гребень (он целиковый, а не составной и откован, а не отлит), а также на полумаску сделана накладка в виде усов, которой нет в оригинале. Также нет декоративных накладок, т.к. шлем активно используется по назначению своим владельцем. Схема сборки сохранена аутентичная, немного изменена геометрия купола – это продиктовано требованиями к безопасности головы владельца. Посмотреть на оригинал можно тут: http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=_vendel3a .Стилизация. 5.5 Подшлемник – кожа КРС, вощение, домотканый лен, шерстяная ткань, ручной шов. По форме подшлемник очень напоминает шлем римского легионера времен поздней империи, т.к. сильно развиты нащёчники и назатыльник, что, по мнению автора, вполне допустимо при использовании шлема вендельской эпохи. Версия. 5.6 Наруч – кожа КРС. Версия по мотивам находки шинных наручей/ поножей в Вальсгарде 8. Описано у Э.Оакешота в «Археологии оружия».
7.Фото: http://fotoplenka.ru/users/lapsikarhu/394986/7678861/#mainImageLink Древковое вооружение (сверху вниз): 7.1 Топор бродекс. Выполнен в традиционном стиле. Источник - «Die Wikingerzeit Gotlands» I von Lena Thunmark-Nylen таблица 143 рис.11 Тип VII по типологической схеме А.Н. Кирпичникова 7.2 Ланцетовидный наконечник копья, тип I по А.Н. Кирпичникову. Описание на стр.9, Древнерусское оружие, выпуск второй, Е1-36 « Копья, сулицы, боевые топоры, булавы, кистени IХ- ХIII вв». Похожий наконечник в «Die Eisenzeit Finnlands» Ella Kivikoski табл.60 рис. 536 7.3 Топор-чекан, тип I по типологии А.Н.Кирпичникова. Вещь, безусловно, степная и попала в арсенал к викингу через контакты с Русью. Хотя Кирпичников и упоминает о находках на Готланде топоров этого типа, остановимся на версии…
8.Фото: http://fotoplenka.ru/users/lapsikarhu/394986/7678893/#mainImageLink Хозяйственно-бытовые вещи и украшения (сверху вниз): 8.1 Финская деревянная кружка. Археологически не подтверждена ничем. Но применение можно обосновать, исходя из темы на «Тоже форуме», где упоминаются берестяной стаканчик из Ладоги и некий кленовый стакан 9 века. Ссылка: http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=8970 К моменту фестиваля будет заменена на глиняную салтовскую чернолачёнку. Также в производстве (оковка) находится питьевой рог. 8.2 Амулет в виде окаменевшего зуба ископаемой акулы. Думаю ни один викинг не мог пройти равнодушным мимо такой находки…J 8.3 Версия поясной сумочки-ташки. Мех барсука, свиная кожа, вощеная льняная нить, ручной шов, бронзовое литье, пуансонная чеканка. Небольшие размеры продиктованы собственно размерами археологических находок, например в Бирке. 8.4 Хоз. нож в ножнах – дерево, сталь, свиная кожа, вощеная льняная нить. Строй клинка и монтаж рукояти, а также расположение в ножнах подтверждено многочисленными находками на наше время по всей рассматриваемой территории. Например в «Die Wikingerzeit Gotlands» I von Lena Thunmark-Nylen или «Die Eisenzeit Finnlands» Ella Kivikoski Нож глубоко утоплен в ножнах и как версия используется темляк с бусиной, облегчающий извлечение. 8.5 Фибулы – латунь, чеканка, слесарная обработка, пайка. Версии. Изготовлены по мотивам находок на Готланде («Die Wikingerzeit Gotlands» I von Lena Thunmark-Nylen ) – подковообразные…http://www.frojel.com/Galleries/Gotland01.html 8.6 по мотивам находок в Литве и Финляндии («Die Eisenzeit Finnlands» Ella Kivikoski) – арбалетка…круглая фибула с о сплетенными свастикой священными ужами имеет литовские корни, но источник не помню L 8.7 Ложка с деревянной ручкой и роговым черпалом. Версия. Археологических подтверждений не имеет. Использован аутентичный материал. 8.8 Серебряные украшения в виде браслетов и цепи. Шведский исторический музей. Более подробно выложу поздней. Мьёльнир с острова Скане (Швеция) 8.9 Кресало с кремнем. Данная форма (калачеобразная?) широко распространена по всей рассматриваемой территории. Можно посмотреть например: «Die Eisenzeit Finnlands» Ella Kivikoski табл.112 рис1008 или табл. 71 рис 641 8.9.1 Солонка – кость, дерево, резьба. Стилизация.
9.Фото: http://fotoplenka.ru/users/lapsikarhu/394986/7678903/#mainImageLink Пояса: 9.1 Условно- хозяйственный. Пряжка – стилизация по мотивам готландских пряжек, а хвостовик найден в Вестфольде в Норвегии. Пояс сделан в типично скандинавской традиции без дополнительных накладок и разделительных колец. 9.2 Условно боевой. Пряжка и хвостовики с Готланда. Часть хвостовиков и пластины, соединяющие кольца орнаментированы балтским узором,выполненным пуансонной чеканкой. Имеет два «ложных» хвоста, орнаментирован накладками. Инфа по накладкам уточняется…
Собирательный образ жителя Скандинавии (Швеция, Готланд) ХI века с вероятными балтскими корнями. Социальный статус - молодой воин в подчинении у хускарла.
гражданский костюм. 1. Штаны нижние - лён, шов машинный, выкройка и изготовление по статье "Мужской костюм эпохи викингов", Copyright 1994, 1996, 1997 Carolyn Priest-Dorman., Перевод 1999-2000 Клуб "Черный Вепрь". http://www.ragnar.ru/rc_cl_m1.html. 2. Рубаха нижняя - лён, шов машинный, выкройка и изготовление по статье "Рубахи эпохи викингов", автор - Carolyn Priest-Dorman, перевод - Браги Хольмгардсгоди, взята с сайта: http://www.ragnar.ru/rc_cl_m1.html. 3. Штаны верхние - шерсть, шов машинный, выкройка - упрощённый вариант штанов из Торсберга, без петель для ремня, без детали закрывающей свод стопы. Штаны из Торсберга слишком ранние, но детали штанов аналогичного кроя есть среди находок в Хедебю и датируются исследователем эпохой викингов. Источники - H.Shetelig, H.Falk, tr. E.V.Gordon"Skandinavian archaeology", Oxford, 1937 и I. Hagg "Die Textilefunde aus dem Hafen von Haithabu", Neumunster, 1984. 4. Рубаха верхняя - шерсть, шов машинный, статья "Рубахи эпохи викингов", автор - Carolyn Priest-Dorman, перевод - Браги Хольмгардсгоди, взята с сайта: http://www.ragnar.ru/rc_cl_m1.html., мотив для вышивки взят с рисунков в Евангелие известном как "Книга Кельс" (Book of Kells) по изданию Chris Down "Celtic" David&Charles, 2003. 5.кожа - ботинки и Хедебю тип В Используемая литература: Hald, Margarethe. Primitive Shoes. Copenhagen: National Museum of Denmark, 1972. (ISBN 87-480-7282-6 6. Шапка с мехом песца 7.Пояс кожаный с бронзовыми пряжкой и охвостьем, Гокстад. The Viking Ship Discovered at Gokstad. N. Nicolaysen/ 1882/ Christiania/ 8. Носки шерстянные, попытка реконструировать высокие шерстяные носки из шерсти, вязаные иглой http://homepage.ntlworld.com/shelagh.lewins/shelag h/viking_textiles/nalbinding/sock_construction.htm 9. Плащ-шерсть. Полукруглый византийский тип полукруглого плаща. рис. Княжеской семьи, "Изборник" Святослава 1073г Вооружение: 1.Шлем типа пилотка На нескольких шлемах подобного типа имеются сквозные отверстия по окружности у края купола, исходя из этого делаю шлем с бармицей (временный вариант - бармица сведённая) Подобный шлем, датируемый XI веком найден в Ольмюце и ещё датированный X веком , был найден в Ст. Веласе. 2.Топор тип IV (Тип C) (X - XII вв) - узколезвийный топор с вырезным обухом и верхними и нижмими боковыми мысовидными отростками-щекавицами. тип 20- Ославье, Ленинградская обл, А.Н.Кирпичников "Древнерусское оружие" 3.Щит - фанера, ткань, железо. Раскрашен в клубные цвета клуба "Svinfylken": http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=_shields
Платье Лён, ручной шов. Т-образный крой с двумя клиньями клиньями и вставками под рукавами. http://www.cs.vassar.edu/~capriest/viktunic.html Вариации на тему: дополнены полосами другого цвета на подоле и рукавах. Могу мотивировать двумя вещами: 1. Рукава и подол обтрепались. 2. Платье было удлинено.
Плащ. Шерсть, машинный шов, прямоугольной формы, без подкладки.
Платок Лён, ручной шов.
Шапочка Некрашеная шерсть, вязка крючком. Подвески - латунь. По мотивам балтийских женских головных уборов. В качестве аналогий: Каталог выставки "Starozytnosci Litwy" Warszawa. 1994, стр.56. Подобные шапочки упоминаются в научн.-популярной книжке, правда, на более раннее время: Мария Гимбутас «Балты. Люди янтарного моря». Москва. Центрполиграф. 2004. Орнамент на подвесках: Audrone Bliujiene «Орнаментика куршских украшений эпохи викингов»
Обувь Ботинки с застежкой в виде кожаных бочковидных пуговиц. Кожа КРС, вощеная нить. Вариации на тему Groenman-van Vaateringe. Stepping troughe Time. Archaeological Footwear from Prehistoric Times until 1900 (Спасибо Цири – ботиночки прям как у меня)
Бусы Низка бус на шею. Стекло, янтарь, серебряные бусины, луница, раковины каури. Произвольная сборка, сочетание как скандинавских украшений (серебряные бусины), так и балтийских (янтарные дисковые бусины) и славянских (луница)
Кресало Кресало самой простой и довольно распространенной формы. Die Wikingerzeit Gotlands. Ivon Lena Thunmark-Nylen таблица 13 рис. 12.
Нож — хозяйственно-бытовой, распространенной формы, рукоять костяная; ножны кожаные, шов ручной, льняная нить; подвешен на кожаной петле. Die Wikingerzeit Gotlands» I von Lena Thunmark-Nylen
Паспорт костюма участника фестиваля (исправленный и дополненный) Бьярни Ленивого ( Баринов Артём) ВИК "Svinfylken", г.Москва <newbarin@mail.ru>
Собирательный образ жителя Скандинавии (Швеция, Готланд) ХI века с вероятными балтскими корнями. Социальный статус - молодой воин в подчинении у хускарла.
гражданский костюм. 1. Штаны нижние - лён, шов ручной, выкройка и изготовление по статье "Мужской костюм эпохи викингов", Copyright 1994, 1996, 1997 Carolyn Priest-Dorman., Перевод 1999-2000 Клуб "Черный Вепрь". http://pereswet.narod.ru/drevnerus/rus.html 2. Рубаха нижняя - лён, шов ручной, выкройка и изготовление по статье "Рубахи эпохи викингов", автор - Carolyn Priest-Dorman, перевод - Браги Хольмгардсгоди, взята с сайта: http://pereswet.narod.ru/drevnerus/rus.html 3. Штаны верхние(х2) - шерсть, шов машинный/ручной, выкройка - упрощённый вариант штанов из Торсберга, без петель для ремня, без детали закрывающей свод стопы. Штаны из Торсберга слишком ранние, но детали штанов аналогичного кроя есть среди находок в Хедебю и датируются исследователем эпохой викингов. Источники - H.Shetelig, H.Falk, tr. E.V.Gordon"Skandinavian archaeology", Oxford, 1937 и I. Hagg "Die Textilefunde aus dem Hafen von Haithabu", Neumunster, 1984. http://pereswet.narod.ru/drevnerus/rus.html 4. Рубаха верхняя (х2) - шерсть, шов ручной/машинный, статья "Рубахи эпохи викингов", автор - Carolyn Priest-Dorman, перевод - Браги Хольмгардсгоди, взята с сайта: http://pereswet.narod.ru/drevnerus/rus.html 5.ботинки - поршни (кожа), идея взята с ентой ссылки: http://www.top-land.ru/index.php?s=76&id=8 6. Шапка с мехом песца 7.Пояс кожаный с бронзовыми пряжкой и охвостьем, Гокстад. The Viking Ship Discovered at Gokstad. N. Nicolaysen/ 1882/ Christiania/ 8. Носки шерстянные, попытка реконструировать высокие шерстяные носки из шерсти, вязаные иглой http://homepage.ntlworld.com/shelagh.lewins/shelag h/viking_textiles/nalbinding/sock_construction.htm 9. Плащ-шерсть. Полукруглый византийский тип полукруглого плаща. рис. Княжеской семьи, "Изборник" Святослава 1073г 10. Рубаха из Виборга, интерпретация из кожи (нижний слой лен, верхний - кожа), шил по статье - An 11th century linen shirt from Viborg By Mytte Fentz translated by Maggie Mulvaney Drawings: P. Nørbo, Jørgen Kragelund Photos: Ove Madsen Summary translation: Peter Crabb (если нужно, статью могу предоставить) Вооружение: 1.Шлем типа пилотка На нескольких шлемах подобного типа имеются сквозные отверстия по окружности у края купола, исходя из этого делаю шлем с бармицей (временный вариант - бармица сведённая) Подобный шлем, датируемый XI веком найден в Ольмюце 2.Топор тип IV (Тип C) (X - XII вв) - узколезвийный топор с вырезным обухом и верхними и нижмими боковыми мысовидными отростками-щекавицами. тип 20- Ославье, Ленинградская обл, А.Н.Кирпичников "Древнерусское оружие" 3.Щит - доски, ткань, железо. Раскрашен в клубные цвета клуба "Svinfylken": http://www.ois.org.ua/club/public/public1002.htm
Отправлено: 01.05.09 01:02. Заголовок: Добавления в паспорт..
Добавления в паспорт участника Lapsi Karhu: 1.Вместо пункта 3.2, т.к. мех на поверку оказался от паршивого енота (блин, опять енот - это тоже карма...:)) был сделан вязаный колпак. Считаю,что вязаные колпаки имеют право на существование не меньше, чем шитые из ткани. Соображения выскажу несколько позже. 2.Вместо деревянной кружечки, описанной в пункте 8.1 изготовлена кружечка чернолощёная по мотивам находок салтово-маяцкой культуры: 3.В вооружение добавляем версию лука из Хедебю (источник чуть позже). Материал лещина, льняная тетива, воск: 4.Шлем куршский из Павирвите Гудай (источники чуть позже) - должен приехать на фестиваль (правда, Гест?) 5.Рубаха кожаная, с шерстяным дублированием торса по выкройке рубахи из Виборга. Версия. В процессе изготовления. 6.Варежки вязаные, финские. 7.Плащ парадный. Шерсть, отделка шерстяной тесьмой. Несколько увеличены размеры относительно плаща, описанного в п.4.2 паспорта. Обоснование тоже.В процессе изготовления. 8.Меч антенный однолезвийный - описан в работе В.Казакевичюса .В процессе изготовления. На все вещи чуть позже будут источники. Естественно там, где это возможно :)
Дополнения к паспорту Сигвальди Свейнссона (Краснокутского Сергея). Внимание! По его паспорту и с его вещами на фестиваль едет Нечукин Александр, в миру Крючок. Старый комрад возвращается в строй, а его шмот был героически продолбан нами во время переезда клуба. П.1 - шлем из Днепропетровского исторического музея, изготовлен по личным фотографиям из музея и статье на данном сайте. Сталь, ковка, слесарная обработка. На шлем установлена клёпанная барма, которой нет на оригинале, но есть штатные места для крепления оной, а также плюмаж из конского хвоста. п.2 Щит с кулачныи хватом, поле обтянуто свинской кожей, обратная сторона льном. Изготовлен из елового массива. Умбон стальной полусферический, установлен на гвозди. По краю прошит льняной нитью.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет