Тут надо было срочно дать советы мастерице по работе с неткаными материалами, в т.ч. по украшениям, прямо связанным с проблемами вышивки. Полагаю, и другие любительницы красивой одежды найдут в письме кое-что полезное. Итак:
Из нетканых материалов можно изготавливать верхнюю одежду и "одежду для ног".
Общий вид древнерусской верхней одежды М.А. Сабурова в книге Древняя Русь.
Быт и культура. М., 1997, представляет нам так:
ссылка Здесь особенно интересны почти не реконструируемые короткие кафтанчики,
которые будем условно именовать "курточками" (№ 11, 13, на мальчике № 3, на
юноше сильно удлинённый вариант № 8).
Свои размышления о кафтанчиках Сабурова выразила на другой таблице
(
таблица).
Из неё видим, что реконструкция первой таблицы под № 8 опирается на реальное
платье начала XIII в. из раскопок М.К. Каргера в Изяславле. Но Сабурова явно
не была уверена, что подол пришивался только в сборочку: на № 13 она едва
обозначена, а на № 3 её вовсе нет (на кривичке с другой таблицы - см. фигуру
справа - даже не вполне видно, что это отдельная верхняя одежда:
ссылка)
Действительно, если посмотреть на инициалы и, особенно, на танцущую в такой
курточке девушку с короны Константина Мономаха (11 в.)
ссылка, эта
одежда может быть не отрезной по талии и даже вообще не разрезной (просто -
короткая свита). Вот она во всех подробностях:
ссылка.
Ради любопытства можно посмотреть вообще все картинки одежды "По Сабуровой"
и всякие доп. материалы в разделе "Одежда":
ссылка.
В этом разделе помещены и сводные таблицы вышивок, по рисункам которых,
меняя в зависимости от материала масштаб, можно смело украшать тканые и
нетканые материалы на Древнюю Русь. Прикладываю к письму также богато
иллюстрированную статью Фехнер о древнерусском золотом шитье 10-13 вв. в
ГИМ.
Общими являются также составленные редактором и автором этого тома Т.И.
Макаровой таблицы орнаментов, применявшихся в рукописях, ювелирном деле, при
украшении ткани и кожи, резьбе по дереву, на фресках и в архитектуре. Короче
говоря - всюду. Макарова полагает, что систематизированные ею растительные и
геометрические орнаменты могли использоваться всюду и всегда в пределах
Древней Руси, т.е., по периодизации тома, в IX-XIV вв. (а сама Татьяна
Ивановна полагает, что и много позже).
Вот растительный орнамент страница 1
ссылка и страница 2
ссылка (их лучше распечатать и склеить).
Так же надо поступить с таблицами геометрических орнаментов 1
ссылка и
2
ссылка.
Как сочетать орнаменты, подсказывают, например, вышивки на вороте и манжетах
мужской рубашки рубежа 12-13 вв. из Софийского собора в Новгороде:
ссылка 1,
ссылка 2, и
вот фрагмент в цвете:
ссылка 3.
А вот вышивка на концах очень длинного (концы свисали ниже колен) пояса,
который, кстати сказать, также может быть изготовлен из нетканых материалов
(и тогда орнаментирован хоть по всей длине):
ссылка 4.
Для сравнения (и посрамления любителей привязывать вышивку к точным датам) -
вот как похоже была украшена мужская рубаха из того же Новгорода, но на
целых 100 лет раньше (рубеж 11 и 12 вв.): чисто растительный орнамент
ссылка и
милейшее сочетание византийских птичек с деревцами, а также бессмертный
вьюнок:
ссылка.
Я обещал ещё написать, что можно надеть на ножки.
Снаружи в любом случае обязана быть кожаная обувь, от сапог и маленьких
сапожек до ботиночек и крохотных тапочек, как гладкая, так и
орнаментированная (см. таблицы Сабуровой № 69
ссылка, а также
более позднюю и редкую обувь на таблице 70:
ссылка.
Красивая обувка реконструирована Сабуровой также на табл. 71
ссылка и
73
ссылка,
украшена она даже у крестьяночек на табл. 76
ссылка и 78 (где
даны изысканные тапочки-лодочки):
ссылка.
Под обувкой можно носить богато украшенные ноговички до колен и выше, с
симпатичным
ремешком или подвязкой под коленом.
Красивые ноговички сделала для мужчины вот эта чешская дама, с приведением
источников ([url=http://curiavitkov.cz/prace37.html ]адрес[/url]), только она не стала
делать внизу носочек, но ограничилась штрипкой. А вот Алёна привела ссылочку
на изображение ноговичек чешского князя Само:
ссылка. (У девушек, понятно,
задранные юбки не изображали, так что видим мы это только на мужчинах).
Цвета основной материи и орнаментов (с разными оттенками и переходами):
синий, зелёный, красный, пурпурный. жёлтый, коричневый, малиновый, а
чёрный - только у изделий из чёрной шерсти.
Сочетания цветов очень яркие, а украшения обильные (напр.:
ссылка). Причём не только в века процветания Древней Руси, но и на самую суровую Эпоху викингов. Вот этот, например, знакомый до слёз вьюнок на скандинавской вышивке 10 в.
ссылка по цветам раскладывается так:
ссылка. А эти милейшие мордашки с викингосовской вышивки того же времени
ссылка, так:
ссылка.
И последнее - о сложном орнаменте.
В принципе, его сложность не ограничена. При этом сложные орнаменты столь же всеобщи, как простые, приведённые выше.
Например, красивые мифические животные на новгородской вышивке рубежа 12-13 вв. вполне кореллируют с архитектурным декором, приведённым Сабуровой на таблицах
112,
113 и
114.
Вы смело можете использовать эти сюжеты в украшении одежды.
Не верите? Тогда прицельно сравните передачу неизбитого, мягко говоря, сюжета "Воскресения Александра Македонского"
на княжеской вышивке и на рельефе Дмитровского собора во Владимире (Вышеприведённая таблица Сабуровой 113, в не1 № 8):
фрагмент таблицы.
А заодно сравните изображения святых на таблице 113 с ещё более архитектурным орнаментом на новгородской вышивке 12 в.:
образец.
Но, скажете вы, это изображения приблизительно одного времени. А как же расширительное использование орнаментальных сюжетов по хронологии? Тогда сравните архитектурных лёвиков и тянитолкайчиков в обнимку с мировым деревцем на Руси второй половины 12 начала 13 вв. с византийскими богато расшитыми тканями 10 века:
ссылка,
другая ссылка и
третья ссылка.
Из Византии пришли и святые, и птички (включая тех, что бурно используются для знамён на викингосию), и зверушки, и мировые деревца - именно с точки зрения изобразительного стиля. А там у нас есть по хронологии запас в несколько веков.
Главное, не забывать о симметричности в украшении (как архитектуры или, например, ложки, так и одежд). Если вы даёте, например, большой сюжет "Вознесения Александра Македонского" на спину курточки, то центральная ось картины проходит точно по позвоночнику. Если вы делаете медальоны - они должны располагаться на одной оси и зрительно уравновешиваться.
За сим позвольте откланяться - убываю в гости к Александру Невскому.